Как сообщает RBC Daily, подарочные сертификаты набирают популярность среди российских потребителей. До мирового финансового кризиса этот рынок рос на 40% в год, затем темпы роста снизились, однако по итогам 2009 года он все равно был оценен в достаточно значительную сумму – 300 миллионов долларов.
Дмитрий Кузнецов, Руководитель проектов «Юнит Консалтинг»
1. Если верить прессе, для зарубежных ритейлеров практика подарочных сертификатов, наряду с дисконтными картами, не является чем-то новым, на которое можно было бы возлагать надежды для повышения потребительского спроса. В России дела обстоят несколько иначе – подарочные сертификаты предлагаются именно в целях повышения конкуренции и повышения интереса со стороны покупателей. Как Вы думаете, это связано с ментальностью или с опаздывающими (во времени) в России тенденциями? И для чего нужны подарочные сертификаты, по Вашему личному мнению?
Я бы не сказал, что подарочные сертификаты новое совсем уже новое явление для нашего рынка, точно сказать, когда они появились мне на вскидку довольно сложно, но то что они были у нас пять лет назад это абсолютно точно. Если посетить любой торговый центр, то в каждом из них мы найдем по несколько магазинчиков торгующих подарками и сувенирами, другие магазины устраивают грандиозные распродажи и другие акции. В магазинах подарков и сувениров, очень редко происходит, что-либо похожее. Количество торговых точек по продаже сувенирной продукции ничуть не меньше, чем например количество точек продаж обуви. Один из факторов с которым это связано количество памятных событий в жизни любого человека ( юбилей, свадьба, вечеринка и др.) на которые принято всегда что либо дарить. Каждый человек сталкивался с проблемой, что подарить на юбилей и очень часто трудно выбрать подарок, здесь приходит на выручку конверт с деньгами, именно зная эту особенность ритейлеры и предлагают свой сертификат. У кого из отечественного ритейлера первым появился подарочный сертификат сказать сложно, но в тот момент он был действительно конкурентным преимуществом, сегодня наличие в сети в продаже подарочного сертификата обязательное условие, для сохранения той части клиентов которые могут купить эти сертификаты у конкурента.
2. Чем объясняется факт, что большинство подарочных сертификатов начинаются с суммы 1000 (если не все 1500) рублей?
Подарочные сертификаты очень популярны в сетях электроники и косметики номинал этих сертификатов напрямую связан со средним чеком по сети.
3. Как часто Вы лично приобретаете подарочные сертификаты, в каких целях (для коллег, сотрудников, родственников, друзей), а также в магазинах какой направленности (техника, косметика и т.д.)?
Лично я никогда не приобретаю сертификаты для своих знакомых и друзей, не вижу смысла в сертификате, можно отдать деньгами и не привязывать человека к определенному месту продажи. Кроме того как потребитель я не вижу смысла покупать сертификат на 1000 рублей за 1000 рублей. Что я выигрываю? Загоняю в магазин еще одного человека, тем самым повышая оборачиваемость какой либо сети, не получая ничего в замен. Второй фактор я люблю дарить подарки друзьям, которые будут напоминать о тех или иных событиях, подарив сертификат я вырежу кусочек нашей с ними истории, соответственно и сам не люблю получать в подарок не деньги не сертификаты.
Зато в работе постоянно используем подарочные сертификаты для мотивации и повышения лояльности. Практически все компании которые работают с розничными магазинами разрабатывают системы мотивации для сотрудников магазинов, с которыми работают, платят откаты, дарят продукцию и др. При работе с магазинами подарочный сертификат дает возможность уйти от наличных денег и мотивирует продавцов с неменьшей степенью чем «живые» деньги. Подарки для продавцов в виде кофеварок, пылесосов сейчас не актуальны по той причине, что у них нет потребности в пылесосе, а есть потребность в холодильнике.