????-??????????
Найдите нас на facebook
Юнит-консалтинг
Продажи, дистрибуция, управление филиалами
Systech
Портал Урал-Бизнес-Образование: тренинги, семинары, обучение Бизнес образование, MBA
+7 (495) 987-10-57

События

Эффективное управление себестоимостью

Под таким названием прошло выступление консультанта Юнит-Консалтинг Александра Черницова на четвертом  Всероссийский конгресс  «газелей»: «Факторы роста для быстрорастущих компаний среднего бизнеса». Конгресс был организован медиахолдингом «Эксперт». В рамках этого мероприятия  были подведены  итоги четвертой  волны  исследования наиболее динамично развивающихся компаний среднего бизнеса России и обсуждены основные вопросы, определяющие технологии роста,  возможности снижения себестоимости и поиск новых ниш, а также   получили награды  победители – самые  быстрорастущие  компании среднего бизнеса. Выступление Александра вызвало большой интерес и живой отклик участников. Мы приводим основные тезисы выступления.

 

Отнесение бюджетных показателей на базовый натуральный знаменатель в управленческом учете как способ эффективного управления себестоимостью.

Важно не снижение себестоимости само по себе, а оптимизация рабочих процессов.

Управленческий учет часто дает ответ об общем размере затрат, в разбивке по подразделениям или по продуктам. Но не дает возможности понять почему сложилась такая себестоимость продукта.

Пример: укрупненный бюджет производственной компании.

Принято управленческое решение об организации 2 смены на производстве, и увеличении выпуска основной продукции вдвое. Для загрузки производства заключаются контракты с крупными покупателями с дополнительными скидками, в результате чего средняя цена реализации снизится на 2,8%. Одновременно планируется рекламная компания.

 

 

1 квартал

2 квартал

Производство тыс.штук

                             130 

                             210 

Джинсы

                               90 

                             180 

Брюки

                               40 

                               30 

 

 

 

Выручка

                     134 000 

                     208 000 

Джинсы

                       90 000 

                     175 000 

Брюки

                       44 000 

                       33 000 

 

 

 

Прямые расходы

                       95 000 

                     155 000 

Материалы

                       38 000 

                       61 000 

ФОТ производства

                       48 000 

                       79 000 

Эл.энергия

                         9 000 

                       15 000 

 

 

 

Итого валовой доход

                       39 000 

                       53 000 

 

 

 

Накладные расходы

                         8 000 

                       16 000 

Управление

                         5 000 

                         8 000 

Маркетинг и реклама

                         3 000 

                         8 000 

 

 

 

Чистая прибыль

                       31 000 

                       37 000 

Из сравнения бюджетов за два квартала видно, что рост выпуска двухкратный по джинсам, и снижение на 25% выпуска брюк. Чистая прибыль выросла на 6 000. Хороший результат?

Ответ не очевиден.

Рост выпуска на 61,5% привел к увеличению чистой прибыли на 19,4%. Т.е. рост прибыли отстает от роста выпуска в 5 раз. Почему?

Простое постатейное сравнение двух бюджетов не дает ответа. А ответ нужен. Почему выпускать стали почти вдвое больше, а зарабатывать больше не стали?

Один из эффективных инструментов получения ответа на этот вопрос – использование базового показателя в натуральном выражении, отнесение показателей бюджета к которому позволит привести все к сравнимым цифрам.

 

Пример: Все тот же бюджет, но с использованием базового показателя – 1 изделие.

 

 

1 квартал

на штуку

2 квартал

на штуку

Изменение

Производство тыс.штук

                             130 

 

 210 

 

 

Джинсы

                               90 

 

180 

 

 

Брюки

                               40 

 

30 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выручка

                     134 000 

1 031 

 208 000 

 990 

  40 

Джинсы

                       90 000 

1 000 

 175 000 

  972 

 28 

Брюки

                       44 000 

1 100 

 33 000 

   1 100 

 

 

 

 

 

 

 

Прямые расходы

                       95 000 

 731 

 155 000 

 738 

Материалы

                       38 000 

 292 

 61 000 

  290 

- 2 

ФОТ производства

                       48 000 

 369 

   79 000 

  376 

 7 

Эл.энергия

                         9 000 

 69 

    15 000 

  71 

 2 

 

 

 

 

 

 

Итого валовой доход

                       39 000 

 300 

 53 000 

  252 

- 48 

 

 

 

 

 

 

Накладные расходы

                         8 000 

  62 

  16 000 

 76 

 15 

Управление

                         5 000 

 38 

   8 000 

  38 

-  0 

Маркетинг и реклама

                         3 000 

 23 

  8 000 

   38 

  15 

 

 

 

 

 

 

Чистая прибыль

                       31 000 

 238 

  37 000 

    176 

-  62 

Очень хорошо видно, что чистая прибыль с одного изделия сократилась на 62 руб. Из которых 28 – снижение цены, 7 – дополнительные расходы на ФОТ 2 смены. Экономия на материалах перекрылась дополнительными расходами на электроэнергию. Накладные расходы добавили еще 15 – на маркетинг и рекламу.

Т.е. практически весь дополнительный доход, полученный от увеличения выпуска был «съеден» мероприятиями по стимулированию сбыта: снижением цен и рекламой.

 

Использование натурального базового показателя и отнесения к нему бюджетных статей дает простой и эффективный способ оценивать как случайные изменения, так и принятые управленческие решения, и отслеживать их влияние на результаты.

 

Май 2013 г.